Законно ли футбольный клуб «Зенит» продает билеты на несуществующие места
Президент "Зенита" Сергей Фурсенко

Законно ли футбольный клуб «Зенит» продает билеты на несуществующие места

05.06.2018 Футбол Автор Сергей Князев

Футбольный клуб «Зенит» оспорил решения Роспотребнадзора, выписавшего штрафы «Зениту» за продажу билетов на несуществующие места. Сами билеты покупались на официальном сайте клуба, тем не менее, когда болельщики с билетами пришли на игру, указанных мест просто не оказалось. Совокупная сумма штрафов составила 360 тыс. рублей, но «Зенит» может не платить — действия Роспотребназора Арбитражный суд Санкт-Петербурга признал незаконными, пишет «Советский спорт».

Владимир Постанюк, адвокат:

Ситуацию с билетами на несуществующие места трудно назвать иначе чем комичной. Однако, с другой стороны, это безусловно интересный юридический казус.

С точки зрения общечеловеческой логики, само возникновение подобной ситуации вызывает недоумение. Футбольный клуб «Зенит» на своем официальном сайте продает билеты на официальный матч, однако уже на месте болельщики узнают, что ряда, а то и сектора, указанного в билетах, попросту не существует. Единичные случаи можно списать на сбой программы или человеческую невнимательность, однако, когда такие странности повторяются раз за разом, а компания принимает регламент, согласно которому болельщиков с билетами на несуществующие места, необходимо провожать «на другие сектора», приходит время задать неудобные вопросы. В первую очередь, юридические.

С юридической точки зрения, претензии Роспотребнадзора абсолютно понятны – футбольный клуб фактически нарушает права зрителей спортивных соревнований. В частности, нарушается право на «занятие индивидуального зрительского места, указанного во входном билете или в документе, его заменяющем (кроме случаев, когда билет или документ, его заменяющий, не гарантируют занятие индивидуального зрительского места), с которого не ограничен зрительный обзор и которое поддерживается в состоянии чистоты и порядка» (абзац ж пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.12.2013 №1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»).

Остается загадкой, почему суд первой инстанции поддержал футбольный клуб, а не надзорное ведомство. В обоснование своей позиции Роспотребнадзор мог также привести сложившуюся судебную практику. В частности, суды уже отмечали, что «под иным обманом потребителя следует понимать нарушение других условий заключенного договора купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг). Указание в диспозиции названной статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение. Обман – это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обращения, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки» (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 №20АП-7502/2017 по делу №А62-6518/2017).

Когда футбольный клуб не первый раз продает билеты в несуществующие ряды и секторы, а также указывает собственным работникам, что зрителей с такими билетами необходимо перенаправлять, налицо умышленное введение в заблуждение.