На вопросы журнала «Невский спорт» отвечает Наталья  Фрейдина,  российская автогонщица, участница европейских чемпионатов FIA GT и  Blancpain GT Series. Наталья является представителем  от Росии в  Комиссии FIA Women in Motorsport и возглавляет Женский Комитет РАФ (Российской Автомобильной Федерации).

Говорят, что за каждым известным мужчиной стоит сильная женщина. Изобретение Карла Бенца, возможно, проржавело бы в сарае и кануло бы в лету, если бы не его жена Берта. Именно она для популяризации «безлошадного экипажа» села за руль и совершила поездку до своей родственницы в соседнем городе. Причем она не побоялась посадить в экипаж детей. Там, где Берта остановилась починить приводную цепь, можно считать первой станцией техобслуживания. Аптеку, где она покупала бензин – первой АЗС.  

Потом долгие годы женщинам пришлось добиваться равноправия за рулем. И если на дороге женщина-водитель обычное явление, то в автоспорте леди – исключение.

автогонки

 "Регламент гонки и правила дорожного движения для всех едины",- считает Наталья Фрейдина. Фото предоставлено GT CLUB

Водители-мужчины и водители-женщины — чем отличаются на обычной дороге и в автоспорте?

На обычной дороге, как и в автоспорте, нет разделения по гендерному признаку. Регламент гонки и правила дорожного движения для всех едины. К сожалению, большинство женщин, а иногда и мужчин,  получая водительские права, забывают об этом. В гонке женщины не ждут снисхождения и не требуют к себе особого отношения. 

В каких видах гонок выступает больше женщин?  Есть ли соревнования, где спортсмены выступают в «миксте». Пилот — мужчина, за навигацию отвечает женщина или наоборот.

За всю историю автоспорта больше всего женщин было в ралли. Ралли — вид гонок, в котором участвуют автомобили с пилотом и штурманом. По желанию, организаторы имеют право делать отдельные зачеты для смешанных и женских экипажей. Это даёт возможность бороться не только за абсолютный результат, но и внутри зачета.

Зачем потребовалось выделить в Российской федерации автогонок женскую ассоциацию? Это российский менталитет или мировая практика?

Высший управляющий орган в автоспорте — FIA. Можно провести аналог с FIFA в футболе. 
В 2009 году, при поддержке президента FIA Жана Тодда, была создана женская Комиссия FIA  Women in Motorsport.  Ее возглавляет  Мишель Мутон — известная раллистка и многократная чемпионка. В Комиссию  входят представительницы от различных стран по всему миру, в том числе от России, где я являюсь представителем.  Для развития российского женского автоспорта был создан Женский Комитет в Российской Автомобильной Федерации, задачи которого — развивать и популяризировать автоспорт среди женщин.  Автоспорт многогранен.  С каждым годом в России всё больше девушек и женщин приходят в автоспорт. Среди них не только пилоты и штурманы, но и волонтеры, маршалы, судьи, инженеры и механики. Комитет поддерживает как отдельных девушек, так и чемпионаты. 

Считается, что женщине, чтобы достичь карьерных высот,  надо работать на порядок больше, чем мужчине. Справедливо ли это утверждение для гонщиц? Как складывается карьера гонщиц?

Из моей практики могу сказать, что всё зависит от возраста, в котором девушка начинает заниматься автоспортом и поставленных задач. Для большинства девушек автоспорт — это хобби. Если вы ставите перед собой цель участвовать в мировом чемпионате и не занимаетесь автоспортом с детства, то конечно вам предстоит колоссальная работа. В остальном, отличий между подготовительным периодом и гонками для мужчин и для женщин нет. 

Как девочки приходят в автомобильный спорт? Может быть, есть статистика по детским секциям, количество мальчиков/девочек? Что останавливает родителей отдать ребенка в этот вид спорта?

Девочки приходят в автомобильный спорт только если их родители как то с этим связаны или случайно узнали и захотели попробовать. Как правило, сами родители не рассматривают автоспорт как дополнительные внешкольные занятия. Большинство не имеют представления, что секция прокатного картинга — это не профессиональный автоспорт. У многих есть предубеждение о картинге, как о сугубо мальчуковском виде спорта. 

На самом деле автоспорт — это всестороннее развитие и для девочек. Реакция, логика, координация, концентрация, дисциплина, физическая подготовка, психологическое развитие, лидерские качества, правильная оценка жизненных ценностей — это лишь часть того, что получают дети, придя в автоспорт. А ведь мы, как родители, прививаем эти качества не только мальчикам, но и девочкам. (Примечание редакции: Дочь Натальи профессионально занимается картингом).

автоспорт

Для "Для большинства девушек автоспорт — это хобби", — считает Наталья Фрейдина. Фото предоставлено GT CLUB

Насколько автомобильный спорт доступен для людей? Что нужно, чтобы начать заниматься автоспортом? В каком возрасте можно начинать занятия?

Автоспорт, как и другие виды спорта, может быть адаптирован под личные возможности, как материальные, так и физические. Автоспорт так же доступен для инвалидов. Если у вас появилось желание заняться автогонками, то лучше всего съездить как зритель на один из этапов гонки. Познакомится с командами, посмотреть, как проходят соревнования. Так же можно обратиться в любую автомобильную федерацию. Возрастных ограничений в автоспорте нет, и начинать заниматься можно в любом возрасте.

Что вы думаете о разделение видов спорта на мужские и женские? 

Всё зависит от вида спорта. Раньше автоспорт считался сугубо мужским видом спорта. Управление автомобилем требовало большой выносливости и физических сил. Сейчас технологий позволяют садиться за руль гоночной машины даже ребёнку. Так что разделять спорт на мужской и женский нужно только оценивая физические нагрузки  в данном виде спорта.