15 августа исполнятся 60 Виктору Шендеровичу — блистательному литератору и в высшей степени темпераментному футбольному болельщику. "Невский спорт" от души поздравляет Виктора Анатольевича и желает здоровья, удачи и новых творческих успехов — на радость всем нам.
Не так давно в "Редакции Елены Шубиной" вышел сборник "Русские писатели о футболе", куда вошло несколько "спортивных" миниатюр сегодняшнего юбиляра.
Приводим некоторые из них — с любезного разрешения правообладателя.
Виктор Шендерович:
Муж Володя
— Добрый день! – услышала моя жена, сняв трубку. — Это звонит поклонница вашего мужа, но вы не волнуйтесь: я очень старая женщина…
Это была Любовь Константиновна Бескова.
Себя она называла, разумеется, без великого отчества (словно без чинов): Люба Бескова.
Через какое-то время Люба пригласила нас на обед. Прекрасная, царственная и наивная. Дело было в доме на Садовом кольце, уже к тому времени увешанном мемориальными досками, среди которых имелся и профиль Константина Ивановича Бескова.
Мы обедали вполне церемонно, и в какой-то момент в прихожей раздались звуки.
— Муж пришел, — сказала Любовь Константиновна. – Володя.
Муж вошел в комнату, и мы вышли из-за стола – познакомиться с Володей. Простоватого мужицкого вида, муж Любы пожал мне руку, мы коротко ни о чем перебросились общими словами, и он, извинившись за неучастие в обеде, ретировался по делам…
Через какое–то время я вышел в прихожую — и завис у фотографий, которыми были завешаны стены. И удивился обилию «армейских» фотографий: все ЦСКА да ЦСКА… Как это может быть, в доме спартаковца и динамовца Бескова?
Потом я вгляделся в фотографию молодого «армейского» футболиста с кубком в руках. Потом в это же лицо на других фотографиях. Это был муж Любы.
Владимир Григорьевич Федотов.
Джек-пот
Финал чемпионата мира по футболу 1998 года мы смотрели всей редакцией «Московских новостей», да в расширенном составе! Как говорится, пришли все: от Жванецкого до послов Франции и Бразилии, стран-финалистов… Сняли на Ордынке клуб с большим телевизором, накрыли «поляну» и устроили, для пущего веселья, тотализатор.
Уж не помню, какой была ставка, но касса собралась основательная, — что, конечно, придавало грядущему финалу дополнительное напряжение.
«Линия» на том тотализаторе была только одна – счет матча.
А играли знатоки со стажем! Даже я краешком памяти помню матч СССР-Чили 1962-го года и могу, что называется, «близко к тексту» назвать состав сборной Голландии времен Круифа, — что ж говорить о тех, кто помнил состав «Динамо» против «Челси» в 1946-м! А были в тот день на Ордынке и такие
Кто-то из знатоков и должен был взять кассу, наполнявшуюся на глазах.
За компанию решила поучаствовать в тотализаторе и Елена Веселая из отдела культуры. Про футбол Лена знала, что это такая игра ногами, а про Пеле думала, что это такая марка плохого кофе.
Ну, отдел культуры, что взять?
Вокруг Лены тут же образовалась толпа доброжелателей. Пиши «два один», советовал один умный; пиши «один ноль», советовал другой…
— А кто играет? – спросила Лена.
— Как кто? Бразилия – Франция.
— Ой, Франция! Я Францию люблю! – обрадовалась Лена и написала на бумажке: «Франция. 3–0».
Ее, конечно, начали отговаривать от такой глупости, но Лена не сдавалась: люблю, говорит, Францию, и все тут! Ну, хорошо, люби, но не три же ноль против Бразилии! Это же деньги на ветер!
Вы когда-нибудь пытались отговорить женщину от заведомо идиотского поступка? То-то и оно.
Так и оставила Лена свои «три – ноль» в пользу Франции.
И взяла кассу.
Как моя мама спасала советский футбол
К моим детским годам мама была преподавателем экономики в техникуме при ЗИЛе.
Придя в очередную группу, она начала наводить порядок — и подала на отчисление всех, кто не посещал занятия. Через день ее вызвал директор техникума.
— Инесса Евсеевна, — спросил он. — Вы ведь замужем?
Мама это наблюдение подтвердила.
— Муж футболом увлекается? — вдруг поинтересовался директор.
Удивившись повороту разговора, мама подтвердила и это.
— Не буду вам ничего объяснять, — сказал директор. — Просто передайте мужу, что вы хотели выгнать из техникума Виктора Шустикова. Муж вам сам всё объяснит.
Муж, разумеется, объяснил. Шустиков был капитаном «Торпедо» и сборной СССР по футболу. Но профессионального спорта в СССР как бы не было — и футболист как бы учился в техникуме.
Портить настроение капитану сборной СССР перед чемпионатом мира было делом антигосударственным, но мама всё-таки рискнула позвать торпедовца — хотя бы взглянуть на место учебы.
Он появился вместе с красавицей женой, которая и пообещала:
— После чемпионата мира мы всё сдадим! Семейное предание утверждает, что слово своё семья Шустиковых сдержала.
Этим немыслимым блатом (знакомством жены с капитаном сборной) мой отец, не утерпев, однажды воспользовался, и Шустиков вручил маме билеты на товарищеский матч СССР—Бразилия.
Это был первый в моей жизни поход на стадион — то есть знакомство с футболом я начал сразу с Пеле. Может быть, поэтому российский чемпионат дается мне сегодня с таким трудом…