Два самых прибыльных спортивных клуба России, по данным отчетности РСБУ в системе СПАРК-Интерфакс, находятся в Петербурге. «Зенит» и СКА доминируют в РПЛ и КХЛ, и тому есть объективные причины.

Во-первых, один город — одна команда. Ни в одном городе России нет такой одержимости любимой командой болельщиками, и большую роль тут играет отсутствие всякой конкуренции. «Динамо» СПб в ВХЛ — естественно, не в счет, оно скорее конкурирует со «СКА-Невой». А «Зенит» устраняет даже самую дохлую конкуренцию в лице «Тосно» и того же «Динамо», которое чудесным образом отправляется в «Сочи» и превращается в верного товарища. Шансов перехватить хотя бы 10% любви болельщиков у любого клуба-однодневки в Петербурге нет, и потому неудивительно, что все деньги фанатов также идут в кассу сине-бело-голубых.

Во-вторых, трансферы. И здесь также нет ничего удивительного. Вспомним хотя бы тот факт, что в начале 2019-го «ПСЖ» заплатил «Зениту» за Паредеса 47 млн евро, а все данные приведены именно за прошлый год. В то же время петербуржцы раздали кучу футболистов в «Сочи» — непонятно, по какой схеме, но точно не даром. Выручка сумасшедшая, но прибыль — не особо, потому что потом были покупки Малкома, Дугласа Сантоса. И, конечно же, Сутормина. СКА же за последнее время провернул столько сложных сделок и двусторонних и даже трехсторонних переходов, что очевидно — все это делалось именно ради прибыли.

В-третьих, во многом нужно благодарить СММ-службу петербургских клубов, которые за несколько лет поднялись на несколько уровней, и теперь продавать что-либо «Зениту» и СКА стало куда легче. YouTube-канал «Зенита» выпускает отличные шоу, а ностальгическая серия трансляций матчей победного Кубка УЕФА — прекрасная и лежащая на поверхности идея, до которой почему-то не додумались, например, в ЦСКА. А о работе медиаслужб хоккейного ЦСКА говорить не приходится — историю с чемпионским мерчем армейцам припоминают до сих пор.

Наконец, результаты. Как ни банально, но без них не было бы столько денег. «Зенит» сейчас точно лучший клуб чемпионата, СКА — один из, и это главный повод как для фанатов поддерживать свою команду рублем, так и для спонсоров вливать в эти клубы средства.