Раньше поводом для публикаций были письма читателей, в наше время это посты в социальных сетях. Обилие коммерческих регат, в которых могут принять участие все, без оглядки на умения и навыки, не делает парусный спорт ни массовым, ни доступным. Как из фитнес-залов не приходят в большой спорт, так и из подобных регат не вырастают чемпионы.

Современный спорт больших достижений требует серьезной финансовой базы. Спортсмены, выступающие в олимпийских видах спорта, на нее рассчитывают, потому что других вариантов у них нет. Лодки не летают только на энтузиазме и мастерстве. О том как обстоят дела в новом олимпийском классе яхт Nacra17 рассказывает Дарья Иванова, чемпионка России и член сборной РФ.

«Мне ещё с юности нравилась одна фраза спортивных чиновников. Когда я приходила к «ним» попросить немного денег на мачту/парус/поездку на соревнования, получала ответ: «Денег не дам. Сначала медаль завоюй!» Ситуация с тех пор не изменилась. Только вопрошания к спортсменам стали громче и претенциознее: «Где медали? Где лицензии? Наши гоняться не умеют!»

парусный спорт

Экипаж Nacra 17: Дарья Иванова и Сергей Джиенбаев. Фото со страницы в фейсбук

Какой он, современный олимпийский парусный спорт?

Я, как спортсменка прошедшая долгую и серьезную подготовку в самом скоростном олимпийском классе, четыре года прожившая и проработавшая под руководством олимпийского чемпиона могу ответить на этот вопрос. Современный олимпийский парусный спорт — баснословно дорогой, фантастически скоростной и гипер-высокотехнолоигчный.

Прайсы на матчасть просто зашкаливают, а финансирования в нашей сборной близко к нулю в сравнении с необходимым «для медалей». Мой рулевой Сергей Джиенбаев, который тратил раньше огромные суммы на подготовку, давно перестал играть в эту парусную лотерею с выкидыванием денег в чёрную дыру. К примеру, чтобы отобрать один скоростной комплект парусов или мачту в нашем классе (для конкуренции с лидерами) — нужно купить десять новых комплектов. Из них два-три выбрать, а остальные «выкинуть», потому что они оказываются все разными и чаще всего негодными.

Мачта на Nacra17 стоит — 6 тыс евро. Комплект парусов — 4 тыс евро. Одного комплекта хватает на 3 регаты. Лодка — в среднем 32 тыс евро. Это все без доставки и таможни. Также в современном олимпийском спорте просто необходимы специалисты-техники работающие с гидродинамикой, так как все яхты становятся крылатыми, летающими над водой. Настала новая эра!

Спортсменам нужен качественный спарринг. (Спортсмен не может бороться сам с собой или секундомером, для гонок нужна другая лодка). Но лидеры не будут тренироваться с тобой, если ты не показываешь скорость на тренировках и сезонных регатах. А для этого нужна — качественная матчасть, чтобы не беречь весь год парусок для ответственной регаты, как мы это делали, тренируясь на чем попало, а постоянно использовать скоростную. Нужна накатка — для этого нужно безвылазно сидеть на воде, за границей, гоняясь во флоте.

Нужны деньги на поездки, жильё, питание, логистику, медицину, бензин, стартовые взносы, перевозки, нужно больше визовых дней за границей и т. д.

парусный спорт

Гонка на чемпионате мира 2018. Автор фото Елена Отекина

Перед Чемпионатом Мира* правка 2) мы все это прекрасно понимали. И так как мы любим этот спорт, и нам нравится сам процесс, то мы делали все, что могли. Просто получали удовольствие от того, что на этом Чемпионате Мира у нас получались классные старты, финишировали в лидерах, хорошо огибали знаки, делали быстрые постановки и бились как львы во флоте состоящем из яхтенных легенд и ворвались в финал!!! Смогли максимально разогнать ту единственную матчасть, которая у нас имелась.

При волне, сильном ветре и сложной погоде, с помощью техники и многолетней накатки нам это удавалось. При ровной воде, когда техника была не так важна, и можно было просто «ехать» — нужна была только скорость лодки, которая у лидеров была на порядок выше.

Прошли времена когда гонка длилась 1,5 часа с 30 минутными лавировками. В современном парусном спорте гонка длится 30 минут, из них 9 минут лавировка. Тактика и метеорология — важны, но больше не играют решающую роль. Для нахождения скорости — спортсменам необходима огромная работа с материальной частью, техническими специалистами, сильным спаррингом и большой бюджет, который «потянут» не Федерации, а только мега-спонсоры.

парусный спорт

Гонка на чемпионате мира 2018. Автор фото Елена Отекина

Для справки

Парусный спорт присутствует в программе Олимпийских игр с 1900 года. В настоящее время в этом виде спорта разыгрываются 10 комплектов : 5 у мужчин, 4 у женщин и 1 в смешанном зачёте. До Игр 1988 года у яхтсменов был общий зачет у мужчин и женщин, потом соревнования стали разделяться.

Nacra 17 — включен в олимпийскую программу в 2016 году, на данный момент — это  самый скоростной и активно развивающийся класс в парусном спорте. Экипаж лодки состоит из двух человек, один мужчина и одна женщина, который сами определяют, кто станет рулевым.

* Справка 2

Комплексный чемпионат мира по парусному спорту прошел в Дании с 30 июля по 12 августа. Среди россиян отличилась петербурженка Елена Калинина, она стала второй в классе «кайтсёрфинг, женщины». Этот класс может стать олимпийским в 2024 году.
Российская команда в классе Nacra 17 по итогам этого турнира заняла 30 место из 68 экипажей. Но в ее активе есть гонки, где экипаж занял второе, восьмое место, т.е. очень высокий результат.

Российские олимпийские чемпионы в парусном спорте

Валентин Манкин – трехкратный олимпийский чемпион (Игры в 1962, 1972 и 1980 годах), серебро в 1976 году.

В Риме в 1960 году выиграли золото в разных классах Федор Шутков и Тимир Пинегин.

Золотыми призерами стали Дырдыра Виталий — Игры 1972 год и Александр Музыченко — Игры 1980 год.

Среди российских олимпийцев 11 серебряных медалистов: Балашов Андрей (1976, 1980), Шайдуко Георгий (1996), Поляков Николай (1980), Чучелов Александр (1960), Скалин Игорь (1996), Акименко Владислав (1976), Будников Борис (1980), Будников Александр (1980), Тынисте Тыну и Тоомас(1988), Шабанов Дмитрий (1996).

11 бронзовых наград, из которых 7 завоеваны в 1912 году. Чуниховская Ирина и Москаленко Лариса, (1988), Потапов Виктор (1972), Белосельский Эспер, Браше Эрнес, Пушницкий Николай, Родионов Александр, Штраух Филип, Шомакер Иосиф, Линдхолм Карл (1912).

В 21 веке в парусе у России только одна награда у Стефании Елфутиной в РИО в 2016 году. 

В процессе создания материала созрело еще одно примечание от редакции со статусом «все сложно». На международном турнире по парусному спорту спортсмены с ограниченными возможностями выступали на арендованных лодках. Парусный спорт не входит в программу паралимпийских игр после 2016 года.