В этом году мы посмотрели бои с участием Мэнни Пакьяо, Тайсона Фьюри, Василия Ломаченко, Сергея Ковалева, Дмитрия Бивола. Александра Усика, Айзека Чилембы и других известных бойцов. А вскоре нас ожидают матчи Александра Поветкина и Геннадия Головкина. Матчи были (и наверняка будут) интересными, но любопытно было бы представить бой, который мог бы стать лучшим боем всех времен — c участием этих бойцов — или кого-то еще.
Мы предложили экспертам из мира бокса порассуждать об этом.
Итак: воображаемый лучший бой всех времен – каким он должен быть? Кто должен встретиться в нем?
Денис Рехин, Руководитель Фонда «Олимпийская Платформа». Заместитель руководителя Спортивной Федерации бокса Санкт-Петербурга:
Я бы не хотел в этой воображаемой схватке видеть бойцов из разных эпох. Каждый был силен в свое время, и время наложило отпечаток на неповторимую манеру каждого из выдающихся спортсменов. Мне кажется гораздо более интересно и продуктивно подумать о том, кто мог бы встретиться сейчас. Формат «Суперсерии» кажется мне очень удачным и дает возможность выявить действительно лучше го в определенной категории. Недавно, например, мы могли увидеть, что Александр Усик – действительно лучший в первом тяжелом весе. Сейчас, мне кажется, было бы интересно посмотреть на то, кто же лучше всех в полутяжелом весе, где собралась и вправду весьма представительная компания: и Гвоздик, и Ковалев, который несмотря на обидная поражение по-прежнему очень хорош, и Бивол. Кто окажется лучшим в этой когорте? Я бы поставил на Гвоздика. Он представитель той же блистательной школы, что и Усик и Ломаченко, находится в расцвете сил и еще способен прибавлять.
Максим Нестеренко, неоднократный чемпион Европы среди профессионалов:
Пусть это прозвучит нескромно, но я часто представлял, как бы я боксировал с лучшими боксерами в моем весе. Так, я пытался анализировать манеру Оскара де Ла Хойи, и мне кажется, понял, в чем его сильные стороны и как их нейтрализовать, в чем слабости, и как их использовать. Но боя этого не случилось. Когда меня пригласили быть спарринг-партнером Томаса Дамгаарда, датского боксера, который был должен драться с Артуром Гатти, я попытался имитировать манеру Гатти, да так, что Дамгаард оказался к этому совершенно не готов. Скажу без хвастовства, я мог бы в спаррингах его нокаутировать, но понятно, этого не сделал, это было бы неправильно. А когда мне предложили быть спарринг партнером Рикки Хаттона, когда тот готовился к бою с Контстантином Цзю, я очень обрадовался. Думал: о, я с ним сумею справиться, но менеджеры Хаттона нашли спарринг-партнера подешевле.
Орзубек Назаров, чемпион мира среди любителей, чемпион мира среди профессионалов:
Мне часто предлагают пофантазировать и представить идеальный бой двух выдающихся бойцов. Но я живу в реальном мире, и понимаю: в том, что случилось, уже ничего не изменить. Можно сделать выводы из случившегося, можно исправить ошибки, но нельзя сделать небывшее – бывшим. В 1995 году ожидался бой между мной и Оскаром де ла Хойей, но по ряду причин он не состоялся, и наш бой смоделировали на компьютере. Подобные бои могут быть в интернете, могут быть у кого-то в голове, но лучше все-таки иметь дело с реальной жизнью. Великих чемпионов лучше смотреть в живую. Во-первых, они этого достойны, и во-вторых, это зачастую гораздо интереснее, чем можно себе представить.
Кирилл Набутов, спортивный комментатор, продюсер:

Кирилл Набутов. Фото из архива автора
Мохаммед Али в конце семидесятых приезжал в СССР и боксировал с нашими тяжами в показательных боях. В том числе с Игорем Высоцким — одним из самых бьющих тогда наших боксеров. Как бы оно сложилось, если бы они встретились в официальном матче, интересно?
Но мне бы хотелось увидеть не матч, которого никогда не было и не будет, в конце концов каждый может нафантазировать что захочет в силу своего воображения. Я бы хотел увидеть те бои, которых не сохранила пленка. Ну вот, например, бой Валерия Попенченко и Геннадия Шаткова. Один только начинал путь наверх, другой был на сходе. Оба выдающиеся мастера. Кто-то рассказывает, как очевидец, что они устроили такую драку. что их обоих дисквалифицировали, по другим сведениям, дисквалифицировали Шаткова, который, не успевая за молодым оппонентом, начал того прихватывать, вязаться, клинчевать, получил несколько предупреждений и т. д. И Попенченко, будучи спортсменом психически очень подвижным, пройдя Шаткова, сам в следующем бою был дисквалифицирован, не в силах справиться с собственной эйфорией. Как там было на самом деле? Вот что любопытно.
Вячеслав Бикулов, судья по боксу, ринг-анонсер:
Конечно, жаль, что не произошла встреча двух величайших тяжеловесов ХХ века — Мохаммеда Али и Теофило Стивенсона, хотя разговоры об этом шли, это был бы поистине бой века. Любопытно, что наш Вячеслав Яковлев выигрывал и у Стивенсона, и Леннокса Льюиса — не за счет силы удара, а за счет того, что, как и Мохаммед Али, также не обладавший самым сильным ударом, бил вовремя местом и по месту, чаще всего на встречу. Гипотетический бой Яковлева и Али тоже очень интересно было бы посмотреть.
Было бы очень интересно увидеть, как боксировали бы Иван Князев и Николай Королев, выдающиеся наши боксеры 1930-40-х годов, если бы имели выход на международный и в том числе профессиональный ринг. Ведь их манера была очень похожей на профессиональную. Но тогда, к сожалению, это было невозможно.
Благодарим журнал "Спорт № 1" Спортивной Федерации бокса Санкт-Петербурга за помощь в подготовке публикации.