Коронавирус нанес ощутимый урон на профессиональный футбол. Ведущие клубы Европы потеряли значительную часть средств. Еще весной многие пошли на крайние меры — начали сокращать заработные платы игроков и персонала. Например, в «Барселоне» на какое-то время снизили контракты на 70%.

В обычной, доковидной ситуации, главные футбольные клубы привыкли не только тратить большие деньги на трансферы, но и зарабатывать. Особая ситуация этого года повлияла. Сперва матчей не было вовсе — клубы зарабатывать не могли вообще. С возобновлением игр из-за пустых трибун клубы лишились так называемого  matchday — когда болельщики приносят клубам доход, совершая финансово-поведенческую активность на стадионе в день игры.

После доигрывания сезона начался следующий — здесь помимо matchday суперклубы столкнулись с отсутствием заработка от участия в предсезонных турнирах. Именно в этот момент совершаются много  промо-компаний, что сильно влияет и на доход от трансляций, и на общую коммерцию.

Важная статья доходов — распределение финансов от продажи телетрансляций. Ее удалось сохранить, поскольку прошлый сезон в большинстве европейских лиг был доигран. Доход суперклубов в этом плане должен был остаться неизменным. Хотя не у всех. Например, клубам АПЛ придется вернуть порядка 330 млн фунтов. Все потому, что финансовый год закрывается 30 июня. Доигрывание матчей было позже, поэтому часть средства из-за всей ситуации будет утеряна.

Помимо matchday у клубов есть общий коммерческий доход, который складывается из торговли клубной атрибутикой и прочими аксессуарами бренда во вне игровой период. Отсутствие болельщиков на трибунах не могло не сказаться на снижение доходов по этому показателю.

Учитывая, что доступ к стадионам был ограничен, многие клубы столкнулись с ограничениями в работе магазинов, продающих товары бренда. А для ряда топовых клубов их футбольные арены — это не только место, где можно смотреть футбол, а целый коммерческий хаб. На стадионе «Ноу Кам» в Барселоне есть клубный музей, который приносит солидный доход. У некоторых арен есть пространства, которые снимались под офис, тренажерные залы и отели — клуб получал доход от их аренд.

Наибольшее влияние пандемия оказала на клубы, которые имеют проблемы с ликвидностью. То есть, с теми активами, которые можно было бы оперативно перевести в деньги. Это еще скажется в будущем — клубам будет сложно амортизировать несколько лет сильных убытков. Не у всех клубов есть средства и доступ к займам, поэтому нужно будет реагировать — продавать футболистов ниже рыночной стоимости или договариваться с игроками о снижении заработной платы.

Но даже в этой тяжелой ситуации клубы могут пытаться искать новые возможности. Например, многие уже продают свободные места на трибунах под рекламу — места теперь намного больше, чем на обычных билбордах.