Формула-1 вовсю готовится к новому периоду в своей истории: вскоре изменится технический регламент и появится потолок зарплат. Этих нововведений следует ожидать лишь в следующем году, но руководство чемпионата решило скрасить гоночные уик-энды уже в этом сезоне: в конце апреля стало известно, что три этапа Гран-при пройдут в необычном формате — со спринтерскими гонками.

Традиционно уик-энд проходил по следующей схеме: в пятницу две тренировки, в субботу — тренировка и квалификация, в воскресенье — основной заезд. Однако свободные практики не пользуются большой популярностью у широкой аудитории — это, скорее, зрелище для знатоков и преданных фанатов Формулы-1. На этом фоне руководство решило выжать из выходного максимум, добавив соревновательный элемент во все три дня этапа. Ожидается, что благодаря этому Формула перестанет быть чемпионатом одной команды, но так ли это на самом деле?

Льюис Хэмилтон. Фото: «Мерседес»

Старт эксперименту должен быть дан в Сильверстоуне. Пятница, как обычно, начнется с тренировки, а вот вместо второй практики пройдет квалификация спринтерской гонки. Добавить зрелищности это действительно может: в чемпионате сейчас выступают три дебютанта, которые пока только адаптируются к трассам и болидам. И пусть квалификация — это еще не гонка, прямой борьбы в ней практически нет, проблемы могут возникнуть уже на этом этапе. Российский новичок «Хааса» Никита Мазепин умудрился испортить Ландо Норрису квалификационный заезд в Испании, хотя перед этим отработал все три тренировки. Теперь задача будет сложнее, а времени на её решение — меньше.

В субботу утром пилотам предоставят еще одну тренировку, а вечером состоится спринт — гонка на 100 километров, на которую отведен строго один час времени. Стартовать будут по итогам квалификации, а по окончании гонки три лучших пилота получат очки — 3, 2 и 1 соответственно. Места на стартовой решетке основного заезда, который, как и ранее, станет единственным событием воскресенья, будут распределены по результатам спринта. Изначально рассматривался вариант реверсивной решетки, но от него решили отказаться, чтобы никто не получил незаслуженного преимущества. В итоге роль спринта свелась сугубо к тому, чтобы разнообразить уик-энд и привлечь зрителей, обычно включающих телевизоры только на саму гонку.

Изначально пилоты восприняли новый формат в штыки: например, Лэнс Стролл и Себастьян Феттель напомнили, что в Формуле-1 есть более насущные проблемы, чем нехватка шоу в пятницу вечером. Однако перед стартом сезона инициаторы нововведения провели переговоры в паддоке, после чего гонщики резко изменили своё отношение и единогласно поддержали реформу.

Себастьян Феттель. Фото: «Астон Мартин».

Имеет ли формат спринтов право на существование? Как минимум ради эксперимента — да. Несмотря на то, что расстановка сил в целом не изменится и за очки будут бороться те же «Мерседес», «Ред Булл», «Феррари» и «Макларен», экспериментальные уик-энды могут стать менее предсказуемыми, чем традиционные. У команд будет значительно меньше времени на настройку болидов, у пилотов — на адаптацию к трассе, что может повлечь за собой сюрпризы в спринте. Если случится авария с участием лидеров, это скажется и на воскресной гонке, которая по-прежнему будет считаться ключевым событием этапа Гран-при.

Есть, безусловно, и спорные моменты: например, с выбором шин. Квалификация будет проходить на софте, у всех пилотов будет по пять комплектов — никаких сенсаций в таких условиях ожидать не стоит. А вот на гонку, которая продлится 100 км без пит-стопа (останавливаться можно, но необязательно), команды смогут взять по два комплекта шин на выбор. Если бы их обязали ехать всю дистанцию на софте, проблемы в виде убитых шин развлекли бы зрителей уже в первом спринте, но более жесткой резины спокойно хватит на эти 100 км. Ожидать, что кто-то будет кидаться в рискованные атаки, тоже не стоит — на кону всего 1-3 очка, и лучше остаться без них в субботу, чем потерять более солидное вознаграждение в воскресенье.

Не исключено, что новая идея окажется провальной и создаст командам лишние проблемы, как не исключено и обратное. В любом случае, даже самые консервативные зрители, выступающие против нововведений, окажутся у экранов в субботу вечером, чтобы увидеть первый спринт Формулы-1. Именно эту цель преследуют в чемпионате, а значит, задумка уже начала работать. А приживется ли идея, станет понятно уже в этом году.