Чем больше игр проходит на чемпионате мира по футболу, тем больше приходит сообщений о юридических разбирательствах с компаниями, нарушающими авторские права организаторов турнира. Эксперты  «Невского спорта» предупреждают всех о рисках и последствиях.

Залина Плиева, Юридическая компания Plieva IP & Digital law:
Само по себе использование футбольной темы в предпринимательской деятельности не запрещено. Грань дозволенного проходит там, где начинаются исключительные права на товарные знаки, авторские права, права знаменитостей на свои изображения и т.д.

Товарные знаки
В России у ФИФА зарегистрировано больше 150 товарных знаков. При этом только под чемпионат 2018 года их более 50. Это названия городов-организаторов с указанием на год, например, «Казань 2018», «Москва 2018», зарегистрирован основной логотип, зарегистрированы в разных вариантах имя и изображение главного героя-символа Забиваки.
Использование всех этих товарных знаков или знаков, сходных с ними до степени смешения незаконно. Компенсации, которые могут взыскать FIFA с нарушителей, могут составлять сотни тысяч и даже миллионы рублей за одно нарушение. Кроме того, нарушители могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа до 200 000 руб. с изъятием контрафактного товара. Судя по информации из картотеки арбитражных дел по товарным знакам FIFA за последний месяц правообладателями выбран именно такой вариант – все дела, которые я видела, касаются административных правонарушений.
Краткий вывод: майка с надписью «Москва 2018» или изображением Забиваки нарушает права FIFA на товарный знак.

Лица знаменитостей

По общему правилу нельзя использовать изображение человека в рекламе без его разрешения. Это касается как знаменитостей, так и обычных людей. Нужно или согласие, или подтверждение, что человек получил плату за фотографию. Помимо этого, сами фотографии охраняются авторскими правами, которые принадлежат тому, кто фотографию сделал или заказал.
Краткий вывод: чтобы поместить кадр с Криштиану Роналду на баннер над вашим магазином, нужно договориться об использовании конкретной фотографии с правообладателем и с представителями футболиста об использовании его изображения в рекламе.

Виктор Пастернак, Victor Pasternak private legal practice:
Чемпионат мира — это не только время проверки готовности страны к главному событию мирового футбола, но и настоящее испытание для рынка. Современный мир настолько многообразен, что привлечь внимание клиентов к продукту становится всё сложнее, а проявление должной творческой изобретательности иногда происходит на грани фола. Многие уже успели устать от того, что на них со всех полок смотрит продукция, раскрашенная под футбольные мячи. Всё: от специй до строительных дюбелей — пытаются раскрасить подобным образом, чтобы хоть как-то продемонстрировать свою сопричастность, когда не хватает средств выступить спонсором чемпионата и получить действительное право именовать себя официальным партнером. Количество контрафакта с символикой чемпионата и FIFA тоже зашкаливает, но это вполне традиционно для России, несмотря на то, что законодательство содержит эффективные меры борьбы с нарушителями.
Отдельное явление — это креативная реклама, которая может создавать соответствующие ассоциации или вовсе эксплуатировать образы, использование которых может признаваться недобросовестным и ненадлежащим. Законодательство о рекламе в целом содержит немало ограничений, которые, безусловно, не стоит игнорировать, но иногда складывается ощущение, что якобы оскорблённые потребители или государственные органы пытаются быть святее Папы римского или живут в каком-то своём идеальном мире. Как вода всегда найдёт себе дорогу, так и рекламный креатив обязательно найдёт путь к потребителю, даже если это будет совсем на грани. В конечном итоге, никто не мешает заложить в рекламный бюджет расходы на штрафы.