Споры о том, являются ли состязания в компьютерных играх спортом, не умолкают до сих пор. Но невозможно отрицать растущую популярность киберспорта. Она достигла таких высот, что в 2016 году в России соревнования в кибердисциплинах были официально признаны видом спорта и включены в соответствующий реестр. Соответствующий приказ 29 апреля 2016 года подписал министр спорта Виталий Мутко. Помимо России киберспорт признан еще в 45 странах странах, которые образовали IeSF — Международную федерацию компьютерного спорта, а также в стоящих особняком США и Канаде. Польша и Франция в скором времени также собираются придать киберсоревнованиям официальный статус.

В последние годы количество поклонников киберспорта постоянно растет. Традиционно наибольшую популярность он получил в Азии. Возможно, поэтому киберспорт войдет в основную программу летних Азиатских игр в 2022 году, впервые в истории.

Как к киберспорту относятся представители футбола, одного из самых популярных видов спорта во всем мире? Многие известные футбольные клубы ещё несколько лет назад обзавелись собственными игровыми подразделениями. Прорывным в этом смысле стал 2016 год. Тогда ФК «Вольфсбург» купил серебряного призера Чемпионата мира по FIFA 2014 года британца Дэвида «DaveBtw» Байзевея, который теперь выступает за одноименное киберподразделение немецкого клуба . Ранее он играл за известную финскую кибер-команду STARK. Следом нидерландский «Аякс» открыл собственное киберспортивное подразделение, подписав контракт с Куном «k0entj92» Вейландом — пятикратным чемпионом Нидерландов в дисциплине FIFA. До этого Кун триджы возглавлял рейтинг лучших игроков FIFA(в 2010, 2011 и 2015 годах). В том же 2016 году испанская «Валенсия» покупает целую группу геймеров по карточной игре Hearthstone: Диего «Evagelion» Фуэнтеса, Гектора «TheFallen» Фуэнтеса, Ханеула «NaRa» Ли и Хосе Мигеля «Josemi» Паскуаля. Ранее эти игроки защищали цвета команды Samsung Gaming eSports.

Под эгидой известных спортивных клубов геймеры получают возможность готовиться и выступать на крупнейших киберспортивых соревнованиях мира от таких организаторов, как DreamHack и ELS. Призовые фонды таких состязаний составляют сотни тысяч долларов, а суммарная аудитория — десятки миллионов человек. Но вложения в киберспорт совершают не только крупные спортивные клубы, бюджеты которых иногда могут достигать миллиардов долларов. История знает примеры, когда признанные звёзды спорта переключали своё внимание на компьютерные игры.

Вот, например, защитник «Барселоны» Жерар Пике в марте прошлого года анонсировал свой проект под названием eFootball.Pro. Это киберспортивная лига по дисциплине Pro Evolution Soccer, которую защитник красных фурий организовал совместно с японским издателем KONAMI. Совсем недавно немецкий клуб «Шальке -04» объявил о присоединении к проекту Пике.

Ещё одна звезда футбола Златан Ибрагимович и вовсе вложился в свою официальную мобильную игру Zlatan Legends, вышедшую в августе 2017 года. Игра представляет собой космическую спортивную аркаду. Но интернет-пользователям Златан запомнился не только как киберинвестор: он также успел попробовать свои силы в качестве киберспортсмена. Футболист несколько часов играл в Fortnite — аутентичный симулятор выживания — на стриме своего брата и отвечал на вопросы фанатов из чата Twitch. Один из зрителей в шутку спросил Златана, появится ли в Fortnite (один из наиболее популярных симуляторов выживания) персонаж, созданный по его образу. Шведский футболист в свойственной ему манере ответил, что компания Epic Games, которая создала игру, «еще не достигла его уровня».

Собственный проект звезды мирового футбола — Златана Ибрагимовича под названием Zlatan Legends. Фото: официальный сайт игры

Случалось, что представители футбола не только вкладывали деньги в киберспорт, но и отбирали их через суд. К примеру, бывший нидерландский футболист Эдгар Давидс подал иск к Riot Games за незаконное использование его публичного образа в стратегии League of Legends. Претензии бывшего футболиста вызвало одно из косметических улучшений (скин) для персонажа по имени Люциан, который внешне похож Давидса. Нидерландский суд обязал перечислять футболисту компенсацию в виде процента от продаж предмета в игровом магазине.

Футболист Эдгар Дэвидс и игровой скин, который стал предметом судебной тяжбы. Фото: скриншот DTF

Порой футболистам не обязательно вкладывать свои деньги в индустрию цифровых развлечений, чтобы показать свою любовь к компьютерным играм. Весной этого года мадридский «Атлетико» обыграл лиссабонский «Спортинг» в Лиге Европы УЕФА. На радостях после забитого гола нападающий испанской команды Антуан Гризманн исполнил танец «The Take L» из популярной игры Fortnite, чем весьма порадовал поклонников.

Сегодня киберспорт гораздо доступнее, чем спорт высоких достижений, а по количеству зрителей он уже обошёл многих «старших братьев». При этом сотрудничество целых клубов с игровой индустрией  приносит пользу всем: и разработчикам, и издателям, и организаторам турниров, и, в особенности — рекламодателям. Даже для спортсменов такое партнёрство сулит одни выгоды: они привлекают новую аудиторию, которая, в свою очередь, становится, пусть и немного, но ближе к спорту.

Материал подготовил Ильяс Махамбетов