О недостатках Стратегии развития спортивной индустрии до 2035, утвержденной в июне, рассказал Nevasport заведующий кафедрой спортивного маркетинга Университета «Синергия» Андрей Малыгин:

Ставшая достоянием общественности Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года буквально всколыхнула специалистов отрасли. Многие коллеги принялись сокрушаться по поводу того, что она затрагивает только производителей товаров и лишь косвенно относится к собственно спорту, кто-то не нашел в ней профессионального спорта и спонсоров.

Лишь те, кто внимательно ознакомился с самим документом, обратили внимание на то, что разработан он вовсе не Министерством спорта, а Минпромторгом.  В данном случае ведомство использовало узкое понимание термина «спортивная индустрия», действительно ограничивающее его лишь товарным рынком.

Хотя в последнее время более распространенным является расширенное толкование, подразумевающее под спортивной индустрией систему, включающую не только рынок спортивных товаров, но и рынки спортивных событий, услуг, сооружений, спонсоров и инфраструктуру.

Судя по содержанию Стратегии, истинная причина ее появления – желание Минпромторга внести свою лепту в реализацию национального проекта «Демография». В итоге перед нами – тщетная попытка нарисовать красивую картину иллюзорной «спортивной индустрии будущего», победившую волшебным образом импортных конкурентов, повысившую число занимающихся спортом и сдавших тесты ГТО, улучшившую качество жизни граждан и в корне изменившую рынок спортивных товаров.

Конкретные же замечания к документу следующие:

— Отсутствие четкой субъектности в Стратегии. В числе исполнителей перечислены органы министерства и ведомства, и очень хочется понять, как именно они вместо индустрии собираются повышать спрос и конкурентноспособность.

— Декларативный характер содержания основных пунктов Стратегии и упор на административные методы управления рыночными процессами. Чего стоит только заявление о том, что «основой развития промышленной платформы является нормативно-правовая база».

— Чрезвычайно слабая и противоречивая база данных о рынке спортивных товаров, использованная в качестве характеристик среды внедрения Стратегии. Заявление о том, что 30% товаров, составляющих «потребительскую корзину», производятся отечественными производителями выглядит смехотворной. И да, а почему в этой корзине не учитывается спортивная обувь?

— Порой кажется, что разработчики не совсем понимают, кто является отечественным производителем.

Стратегия может работать только тогда, когда она является инструментом управления. Декларирование намерений и разработка административных показателей оценки работы чиновников все же называется как-то по-другому.