Как часто нам доводилось видеть в остросюжетных фильмах сцены метания боевых ножей? Кажется, без этого эффектного приёма не обходится ни один голливудский боевик про суперсолдат, спасающих мир от нависшей угрозы. Но мало кто знает, что за голливудским мифом стоит реальная школа советского спецназа.

В советское время навык метания ножей был тайной за семью печатями. Ведь он считался таким же оружием разведчика, как винтовка с глушителем или легендарное самбо. Несмотря на это, в СССР были настоящие звёзды среди метателей. К примеру, Мухтарбек Кантемиров, заслуженный артист и каскадёр страны. За годы выступления в цирке он стал непревзойдённым мастером, и в своё время даже преподавал в армии. Те, кто видел кинокартину Юлия Гусмана 1981 года «Не бойся, я с тобой!», наверняка помнят невероятные трюки в исполнении актёра. Так вот, снято всё было без дублёров и монтажа!

В девяностые годы, после распада СССР, гриф секретности с этой необычной дисцпиплины был снят. Появилась возможность обучать всех желающих. В те годы Кантемиров и основал федерацию боевого метания «Летящий нож». Впервые в нашей стране. Но в качестве спортивной дисциплины метание ножа в то время ещё не рассматривалось. Не было ни установленных правил, ни нормативов, ни соответствующих турниров.

Метание ножей после распада СССР

Со временем начали появляться новые организации: мастера старой школы стремились передать полученый опыт. Первым объединением, где начал применяться соревновательный подход, стал Клуб спортивного метания ножей «Твёрдая рука». Преподавал в нём Владимир Ковров — специалист высочайшего класса. В своё время он разработал несколько собственных ножей, некоторые из которых используются на соревнованиях по сей день. Строго говоря, ножей в этом спорте нет — есть метательные снаряды. Такая формулировка появилась из-за законодательного запрета на ношение холодного оружия в нашей стране. Владимира Коврова уже нет в живых, но его начинание продолжают ученики.

В Санкт-Петербурге, в неприметном подвале одного из домов, сегодня работает Федерация профессионального метания ножей и топоров. За годы работы ФПМНиТ создала специальные нормативы, мишени, правила проведения турниров. Курсантов обучают метанию с лезвия, с рукояти, оборотным и безоборотным способом, с различных дистанций и положений. Была придумана даже беспристрасная система фиксирования результатов! Не получилось у Федерации только одного — утвердить в министерстве спорта новую дисциплину как официальное направление в спорте. Почему так вышло?

Спорт без состязаний, состязания без спорта

Дело в том, что военное прошлое метания ножей отголоском дало о себе знать. Правда, с совершенно неожиданной стороны. После снятия всех грифов секретности в 1996 году в нашей стране появилось объединение «Русский бой» (с 2008 года — «Универсальный бой»). Организация включила метательную дисциплину в состав военного многоборья, помимо бега, стрельбы, рукопашного боя, в общем, стандартных для людей военной подготовки занятий. Однако развития в качестве самостоятельной дисциплины официально зарегистрированный спорт так и не получил. По нормативам соревнований Русбоя молодые бойцы обязаны выполнить лишь одно упражнение — поразить ростовую мишень. В случае неудачи спортсмен получает штрафные баллы по другим видам, как в биатлоне. К примеру, дополнительный круг на полосе препятствий. Многие участники выступали против этой меры. Ещё бы: навыками метания ножей обладают единицы, а массовое обучение не проводилось никогда.

Вот и получилась интересная ситуация: официально зарегистрированный вид спорта так и остался таковым лишь на бумаге. На деле его вытеснили более популярные для военных игр испытания. За двадцать с лишним лет метание ножей так и не выросло в рамках Русбоя в отдельную соревновательную дисциплину. В то же время другие организации не смогли взять дальнейшее развитие необычного состязания на себя. Единственным исключением стала, пожалуй, джигитовка — традиционное многоборье кавказских горцев, в состав которой входят и упражнения с холодным оружием. Но и там отдельных турниров, выявляющих точность, дальность и силу метания снарядов, не проводится.

Что делать?

На сегодняшний день в нашей стране метание ножей и топоров остаётся любительским спортом. Но эта условность не мешает тысячам спорстменов заниматься в профессиональных секциях и школах с опытными инструкторами. Конечно, остуствие контроля со стороны Министерства спорта привело к тому, что открываются школы никому не известных мастеров. Проводятся многочисленные турниры со статусами «чемпионатов мира», выдаются сертификаты без аттестации на соответствие заявленному уровню. И пока нет единых правил, ситуация не изменится в лучшую сторону. Ожидать же изменений в ближайше годы и даже десятилетия не приходится. А значит, прежде чем вступить в клуб и начать тренировки, нужно узнать историю самих тренеров. Где они обучались? У кого? Ну и, само собой, лично посмотреть на навыки инструкторов.  Потому что научить метать снаряды сможет только человек, сам умеющий превосходно выполнять все эти приёмы!