Уже в ближайшие выходные Санкт-Петербург вместе со всей страной отпразднует День военно-морского флота. Для Северной столицы, чья история неразрывно связана с морем, праздник имеет особое значение — чтобы понять это, достаточно посмотреть на традиционный парад боевых кораблей. А как во втором по величине порту России обстоят дела с парусным спортом?

Изначально город на Неве проектировался именно как база под создающийся на воронежских верфях новый военный флот нашей страны. Отсюда и такое удачное расположение: в районе устья реки, которая впадает в относительно спокойный залив. И если современным кораблям немало хлопот доставляет маленькая (не больше 6 метров) глубина Невской губы, то небольшие яхты превосходно себя чувствуют на мелкой воде. Кроме того, в шаговой (по современным меркам) доступности от города расположились великие озёра севера — Онежское и Ладожское.

Три века сменилось с момента основания города; традиции мореходства того времени перешли по наследству парусному спорту. На сегодняшний день в Санкт-Петербургском Парусном Союзе (СППС) состоят десять яхтенных портов, самый крупный из них — «Балтиец» — может разместить у причалов до тысячи лодок! Так что проблем с парковкой кораблей и, что важнее, их техническим обслуживанием на сегодня не осталось — были бы деньги. К тому же в Санкт-Петербурге богатый выбор между доступными акваториями — это важно с точки зрения спорта, ведь многие классы судов соревнуются только на закрытой воде.

Парусный спорт, яхты, регата, Санкт-Петербург

Удобное расположение города позволяет проводить соревнования практически во всех классах судов. Фото: пресс-служба Академии парусного спорта

«Невский спорт» решил подсчитать, сколько парусных гонок прошло за минувшие годы в Санкт-Петербурге. Но для начала неплохо было бы разобраться, какие вообще бывают регаты — за помощью редакция обратилась к Евгению Китаеву, специалисту Академии парусного спорта:

Все регаты сводятся к одному: есть старт, есть финиш — кто быстрее пришёл, тот победил. Обычно выглядит это так: есть два буя, между которыми проходит линия старта. До начала гонки лодки могут двигаться как угодно, главное — не совершить фальстарт.

Все гонки делятся на прибрежные и оффшорные, когда корабли идут из одного города в другой по морю. В большинстве современных регат спортсмены соревнуются на специально созданных для этого судах, настоящих гоночных болидах. В этих лодках не получится комфортно провести время с семьёй, ведь в техническом спорте имеет значение каждый лишний грамм веса!

Сами корабли, как известно, различаются по конструкции. Принято выделять олимпийские классы, всего их десять — именно столько комплектов наград разыгрывается на каждых летних играх. Кроме того, существуют подводящие классы яхт, ещё их называют национальными.

Нередко случается, что гонки проходят на яхтах, не относящихся к спортивным классам. Например, в оффшорной регате «Nord Stream Race» принимали участие Swan 60 — прогулочные яхты, изначально создававшиеся вовсе не для заездов на скорость. Но благодаря удачной конструкции они полюбились спортсменам.

Парусный спорт, Яхтенный спорт, регата, Санкт-Петербург

Количество регат в Санкт-Петербурге за последние семь лет уверенно растёт. Если в в 2012 году СППС зарегистрировал 52 гонки, то в нынешнем году в календаре уже 77 соревнований. И это не считая всевозможных коммерческих регат, которые в действительности к парусному спорту имеют посредственное отношение.

Традиционно большую часть регат проводит Яхт клуб Санкт-Петербурга и Академия парусного спорта. Рекордным по количеству участников стало Первенство Санкт-Петербурга 2017 года — тогда под парус встали 275 яхтсменов!  Немногим меньше собралось участников на Первенство России в национальных и олимпийских классах в том же году.

Сегодня проходят гонки крейсерских яхт на Кубок Ладоги, на Онежском озере идут соревнования в классе «четвертьтонник», а накануне стартовала IV Летняя Спартакиада молодёжи: флот продолжит серию заездов в акватории Невской губы до конца месяца. Что особенно приятно — за счёт детских регат растёт число молодых спортсменов. К примеру, в гонке «Оптимисты Северной столицы. Кубок Газпрома» приняли участие дети от 8 до 15 лет, многие из которых до этого не имели практического опыта выступлений. Но самое главное — петербургские яхтсмены выступают на международных и всероссийских соревнованиях и завоёвывают призовые места.

В прошлом году на Первенстве мира международной федерации парусного спорта наши земляки впервые за всю историю выступлений заняли сразу две медали — при этом Даниил Крутских был в шаге от золота, подвел спортсмена лишь последний старт. На главном событии для «драконистов» — регате Dragon Gold Cup 2018, которая проходит прямо сейчас в Хельсинки — флот питерских яхтсменов уступил в численности только хозяевам турнира. Честь родного города отстаивают Борис Латкин, Александр Куликов, Александр Миронов, Михаил Чайкин, Юлия Григорьева и Валерия Дементьева. А с 3 по 6 августа Северная столица примет лучших яхтсменов из 16 стран: в самом центре Петербурга пройдёт квалификационный раунд Европейской парусной Премьер-лиги.

Что ж, если ситуация не поменяется в худшую сторону, Санкт-Петербург имеет все шансы со временем стать столицей парусного спорта России. А пока «Невский спорт» продолжит следить за успехами наших яхтсменов и пожелает им удачи на грядущих соревнованиях!